7 ключевых составляющих непрерывности бизнеса

Обеспечьте работоспособность персонала и центра обработки данных независимо от ситуации

Ситуаций, нарушающих работу предприятия, множество: ураганы, цунами, снежные бури, эпидемии, землетрясения, теракты, наводнения, даже сравнительно безобидные происшествия, такие как перебои водоснабжения или запланированный переезд офиса. Из-за подобных случаев высшее руководство и ИТ-директора не спят ночами. Что помогает лучше всего? Грамотная стратегия непрерывности бизнеса, которая позволит свести к минимуму негативные последствия и обеспечит работу компании в любых обстоятельствах.

Следующие семь составляющих являются неотъемлемой частью любой эффективной стратегии непрерывности бизнеса.

1. Четко определенная команда

В экстренной ситуации не должно возникать вопросов, кто главный. Создайте группу непрерывности бизнеса, участники которой будут представлены во всех подразделениях и филиалах организации. Эти сотрудники будут руководить мероприятиями по устранению последствий на местах, а также общеорганизационными мероприятиями в случае локальных и масштабных чрезвычайных происшествий. Они должны участвовать в составлении и тестировании плана по обеспечению непрерывности бизнеса в течение всего года, чтобы он сохранял актуальность, а сами сотрудники были в курсе его деталей и могли действовать в нелегких условиях реальной экстренной ситуации. Поддержка со стороны высшего руководства незаменима для того, чтобы задаче обеспечения непрерывности бизнеса уделялось нужное внимание и выделялись нужные ресурсы.

2. Подробный план

Подумайте, какие происшествия могут негативно повлиять на работу вашего предприятия и всех его филиалов. Предполагайте худшее, а затем определите, что нужно делать для поддержания наиболее важных аспектов операционной деятельности. Определите приоритеты восстановительных работ в бизнес-терминах, таких как доходность, нормативные последствия, имидж бренда, защита клиента, в зависимости от того, что важнее всего для вашей организации, и соотнесите их с приложениями, сотрудниками, объектами и оборудованием. После того как группа непрерывности бизнеса согласовала результаты анализа (а это не всегда легко), она может начать определение стратегий и затрат на восстановительные работы для каждого процесса. Это также поможет ИТ-отделу обеспечить доступность для бизнеса критически важных приложений в течение целевого времени восстановления (RTO) в рамках целевой точки восстановления (RPO).

3. Эффективное тестирование

Устаревший или неэффективный план обеспечения непрерывности бизнеса может быть даже хуже, чем его полное отсутствие, так как дает ложную уверенность в безопасности и вынуждает действовать в спешке в чрезвычайной ситуации. Проверяйте и изменяйте план не реже раза в год, а в идеале — чаще, чтобы отразить в нем перемены в ИТ-среде, бизнес-приоритетах, операционной структуре и прочие факторы. Не реже раза в год проводите полномасштабные учения, охватывающие все, от восстановления приложений до коммуникации в кризисных условиях. Помимо этого, регулярно выполняйте практические упражнения по действиям в чрезвычайных ситуациях, дополняя их новыми обстоятельствами, чтобы всегда быть начеку.

4. Коммуникация в кризисной ситуации

Эффективная коммуникация может предотвратить панику и обеспечить уверенное взаимодействие в чрезвычайной ситуации. Создайте набор инструментов, включающий телекоммуникации, электронную почту, систему общего оповещения, внутреннюю сеть организации, систему обмена мгновенными сообщениями, СМС-оповещения и веб-сайт компании. Подготовьте проекты сообщений для чрезвычайной ситуации так, чтобы при необходимости их можно было оперативно изменить, и обеспечьте непротиворечивость информации, передаваемой неограниченному кругу лиц через пресс-релизы, в социальных сетях и в интервью ответственных лиц.

5. Безопасность сотрудников

Нет ничего важнее, чем безопасность людей. Как местные организации, такие как Красный крест, пожарная часть, отделение полиции, так и федеральные органы, такие как оперативная группа по взаимодействию с населением при ЧС (CERT) Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям, могут подготовить ваших сотрудников к реагированию на чрезвычайные ситуации и дать рекомендации в отошении вашей программы. Адаптируйте процедуры к особенностям персонала, объектов и местоположений; анализируйте и проверяйте их регулярно со всеми сотрудниками.

6. Бесперебойный доступ к бизнес-ресурсам

Важно, чтобы сотрудники продолжали работать — и дело не только в обеспечении производительности труда. Нужно еще защитить данные и не забыть о клиентах. Технологии удаленного доступа делают возможной работу там, где это безопасно и удобно, будь то дома, в конференц-зале отеля, дома у друзей или в любом другом месте. Организации, уже внедрившие мобильный стиль работы, намного лучше подготовлены к такой ситуации. Вместо того, чтобы кардинально изменять подход к работе в чрезвычайной ситуации, сотрудники пользуются теми же средствами удаленного доступа, просто в другой обстановке.

7. Непрерывная работа ИТ-отдела

Последний элемент — непрерывная работа центра обработки данных. У большинства крупных организаций уже есть несколько центров обработки данных для масштабирования и резервирования данных. Если ввиду каких-либо обстоятельств, штатных или нештатных, один центр обработки данных перестает работать, необходимо, чтобы сотрудники могли оперативно переключаться на другой и получить доступ к тем же приложениям и данным. Очень важно обеспечить поддержку такого способа реагирования вашей инфраструктурой. Нужно быстрое автоматическое переключение сетей при отказе, балансировка нагрузки и достаточная пропускная способность сети.

Citrix предлагает множество технологий и передовых методов, которые обеспечат эффективную работу предприятия в условиях самых разных перебоев. Подробнее можно узнать здесь: www.citrix.com/businesscontinuity.